Все про АКП
Управление автомобилем и эксплуатация автоматической коробки передач
Общие сведения об устройстве АКП
Технические характеристики АКП разных моделей и фирм
Неисправности в АКП вызванные неправильной эксплуатацией автомобиля
Неисправности в АКП возникающие из-за недостатка масла
Снятие и установка на автомобиль коробки-автомата
Заливка масла в автомат, регулировка и обкатка автомобиля
Поиск и устранение возможных неисправностей
Таблица автоматического переключения
Возможные неисправности АКП при ее установке
Устранение некоторых неисправностей без снятия АКП с двигателя
Устранение неисправностей в АКП с частичным или полным снятием ее с двигателя
Перечень неисправностей в АКП связанных с работой гидротрансформатора
Электрическая схема и принцип управления ПП
Возможные неисправности переднеприводных коробок-автоматов
Возможные неисправности заднеприводных коробок-автоматов
Марки масла, замена его и количество масла в АКП
Примерные емкостные единицы для заливки масла в автоматы |
Общие сведения об устройстве АКП
Автоматическая коробка передач состоит из автоматической трехступенчатой коробки передач и гидротрансформатора крутящего момента. В последних моделях коробок-автоматов конструкторами добавлена четвертая ступень - блок (овердрайв). В гидротрансформаторах последнего выпуска сделана блокировка которая включаясь при определенной скорости автомобиля, блокирует напрямую двигатель с выходным валом коробки-автомата. При включении блокировки ощущается понижение оборотов двигателя на 200 - 300 оборотов. Переключение передач производится рычагом селектора на полу кузова автомобиля. Рычаг селектора имеет шесть позиций: Р - стоянка, парковка; R - задний ход; N -нейтральное положение; D - автоматическое переключение 1-, 2- и 3-й передачи; 2 - автоматическое переключение 1-й и 2-й передачи; 1 - включение только первой передачи. У четырехскоростных коробок-автоматов на рычаге селектора находится кнопка включения 4-й передачи (овердрайв). Запуск двигателя возможен только при установлении рычага переключения скоростей (селектора) в положение N или Р. Переднеприводные коробки-автоматы объединены с дифференциалом и главной передачей, ведущей к полуосям передних колес и в отличие от заднеприводных могут иметь раздельные масляные картеры дифференциала и самой коробки передач. Масло в такие коробки заливается РАЗДЕЛЬНО! В автоматный отсек заливается минеральное масло марки декстрон - 2, а в отсек дифференциала - трансмиссионное гипоидное масло марок САЕ-80-В или САЕ-75-В. Определить тип картера можно по пробкам для слива масла. Если пробка имеется только в поддоне коробки-автомата, то это коробка с общим картером, и декстрон - 2, заливаемый через щуп, омывает и дифференциал. Если пробки имеются и в поддоне, и в низу отсека дифференциала, а сбоку имеется смотровая пробка для проверки уровня масла дифференциала, то это раздельная коробка, и ни в коем случае, особенно после снятия и ремонта коробки-автомата, нельзя забывать проверять наличие уровня масла как в картере дифференциала, так и в самом автомате. Заднеприводной автомат соединяется с дифференциалом заднего моста посредством карданного механизма. Коробка-автомат состоит из двух планетарных передач, управление которыми обеспечивается тремя многодисковыми фрикционами, работающими в масляной ванне, и ленточным тормозом, приводимым в действие поршнем. В конструкцию 4-скоростных коробок добавлена планетарная передача и дополнительная муфта с фрикционами. Управляющее высокое давление масла, действующее на поршни сцепления, распределяется клапанным механизмом, размещенным между картером коробки передач и масляным картером. Давление масла обеспечивается масляным насосом, расположенным у разных конструкций коробок по-разному. У одних он расположен в задней крышке картера коробки передач на общем для всей коробки валу, приводимом в действие двигателем. В других коробках шестерня масляного насоса засажена шлицами на гидротрансформатор, который вращается двигателем. Фото 1. Гидротрансформатор
Гидротрансформатор в автоматической коробке передач осуществляет сцепление двигателя с коробкой. Это сцепление происходит за счет большого давления масла, создаваемого масляным насосом и усиленного крутящим моментом маховика. Масляная струя, усиленная вращением, отталкиваясь от лепестков насосного колеса, захватывает с собой лепестки турбинного колеса, которое, в свою очередь, связано с валом коробки передач, с фрикционными и планетарными шестернями. Со стороны коробки гидротрансформатор засажен на шлицы шестерни масляного насоса, шлицы турбины и главного вала коробки-автомата. Электронные коробки-автоматы - это автоматы, у которых на валу вместо механического центробежного переключателя скоростей установлен электронный датчик, соединенный с электронным блоком управления переключения скоростей. В этих коробках все скорости, кроме первой, включаются импульсным датчиком, устанавливающим обороты шестерни главной передачи по мере увеличения или уменьшения скорости автомобиля. Сигнал датчика, поступая в электронный блок, управляет электрическими клапанами, находящимися в клапанном механизме. А они, в свою очередь, управляют переключением скоростей.
Рис.1 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ
Система гидравлического управления преобразует скорость автомобиля и нагрузку двигателя в гидравлические «сигналы». На основе этих сигналов, гидравлическое давление прилагается к муфтам и тормозам планетарного механизма для автоматического изменения передаточного отношения в соответствии с условиями движения. Переключение осуществляется блоком гидравлического управления следующим образом. СКОРОСТЬ АВТОМОБИЛЯ Центробежный регулятор регулирует гидравлическое давление, создаваемое масляным насосом, пропорционально скорости автомобиля; это давление, называемое «давлением центробежного регулятора», действует как «сигнал» скорости автомобиля к блоку гидравлического управления. НАГРУЗКА ДВИГАТЕЛЯ Дроссельный регулятор в блоке гидравлического управления регулирует гидравлическое давление, создаваемое масляным насосом, пропорционально величине нажатия педали акселератора; это давление, называемое «давлением дроссельного регулятора», действует как «сигнал» открытия дроссельной заслонки, поступающий в блок гидравлического управления. БЛОК ГИДРАВЛИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ Давление центробежного регулятора и давление дроссельного регулятора приводят в действие клапаны переключения в блоке гидравлического управления. В зависимости от значении этих давлений регулируется перемещение золотников, а сами золотники управляют гидравлическим давлением, действующим на муфты и тормоза в планетарном механизме, которые, в свою очередь, управляют переключением передач в коробки. РУЧНЫЕ РЫЧАЖНЫЕ МЕХАНИЗМЫ Автоматическая коробка передач переключается автоматически с низшей передачи на высшую и наоборот. Однако, к автоматической коробке передач присоединены 2 рычажных механизма для обеспечения ручного управления водителем. К рычажным механизмам относятся: рычаг переключения с тросом и педаль акселератора с тросом дроссельной заслонки. РЫЧАГ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ Рычаг переключения соответствует рычагу переключения коробки передач с ручным переключением. Он соединен с коробкой передач тросом или рычажной передачей. Водитель может выбирать режим движения: движение вперед или назад, нейтраль, режим стоянки - с помощью этого рычага. Почти во всех автоматических коробках передач, режим переднего хода состоит из трех диапазонов: «D» - движение в автоматическом режиме, «2» - включение только двух скоростей, и «L» или «1» - включение только первой скорости. Для безопасности двигатель можно запустить только тогда, когда рычаг переключения находится в положении «N» (нейтраль) или «Р» (стоянка), то есть когда коробка передач не может передавать крутящий момент от двигателя к силовой передаче. Внимание! 1. Никогда не переключайте рычаг в положение R (задний ход) при движении автомобиля вперед, так как можно повредить коробку передач. 2. Никогда не переключайте рычаг в положение – P (стоянка) при движении автомобиля, так как можно повредить коробку передач. 3. Не нажимайте педаль акселератора при нажатой педали тормоза на переднем или заднем ходу, так как это перегрузит коробку передач и может повредить ее. 4. Для временной остановки автомобиля с работающим двигателем переключите рычаг в положение Р или N и включите стояночный тормоз. Если рычаг переключения находится в каком-то из положений, кроме P или N, автомобиль может начать движение. Вероятность этого особенно велика при работающем кондиционере, потому что обороты холостого хода двигателя повышаются выше обычных с помощью устройств повышения оборотов холостого хода.
|